Хотелось бы отдельно опубликовать статью по выбору кроссовок именно в паркуре.
Необходимый минимум доступен абсолютно любому, кто решил заняться паркуром. Но к выбору экипировки нужно подойти ответственно. Потому как неподходящая экипировка может привести к нежелательным последствиям — падениям, травмам. Самое важное для занятий паркуром — это обувь, о ней и будет эта статья. Есть несколько основных требований, предьявляемых к обуви для паркура.
1. Прочность. Кроссовки должны выдерживать экстремальные нагрузки.
2. Вес. Это параметр относительный, но в лёгких кроссовках тренироваться проще и приятнее.
3. Вентиляция. Тоже немаловажный фактор, ибо при плохой вентиляции ноги потеют гораздо сильнее. Отсюда неприятный запах от ног.
4. Подошва. Об этом я расскажу немного поподробнее. Во первых, нас интересует качество резины. Во вторых протектор. В третьих цельность подошвы. Кроссовки не должны быть с решеткой внутри — раньше таких кроссовок было море, сейчас качество спортивной обуви стало гораздо выше.
Подошва должна быть монолитной из цепкой мягкой резины. С хорошим, ярко выраженным протектором, но при этом протектор не должен мешать сцеплению со стенами за счёт излишних элементов, вроде шипов.
Не стоит брать кроссовки с составным протектором. Потому как из-за нагрузок, которые испытывает обувь при частых прыжках и беге по стенам, такая подошва имеет обыкновение расползаться в местах соединения элементов протектора. Достаточно хорошо себя зарекомендовали кроссовки на гелевой подошве. Но у них есть один минус — быстро стераются.
Высота протектора и толшина подошвы должна быть около 7 мм. Такие кроссовки при интенсивных тренировках служат достаточно долго — около 2-3-х месяцев. Не стоит брать кроссовки с узким носком, имеется в виду — когда подошва заходит на носок кроссовка узкой полоской. Такой носок довольно часто отрывается. Лучше брать кроссы с широкими носками.
Некоторые считают, что для паркура наилучшим вариантом являются трэкинговые кроссы с воздушной ямой в пятке, которая обеспечивает хорошую амортизацию. На самом деле — это не очень хорошо, потому что надеясь на искусственную амортизацию вы никогда не научитесь правильно приземляться.
Заниматься паркуром можно и в кедах, хотя их подошва достаточно тонкая совсем не амортизирует при приземлениях, но резина цепкая — а это незаменимое качество при забегах по стенам. Так же в кедах очень удобно заниматься билдерингом.
5. Размер. Кроссовки должны хорошо фиксироваться на ноге. Не жать и не болтаться. Это очень важно! Потому как плохая фиксация обуви при выполнении определенного элемента с использованием, к примеру, шага на стену — может привести к травме.
6. Дизайн. Выбор всегда остаётся за вами. Но я выбираю для тренировок не ту обувь, которая лучше смотрится, а ту, которая удобнее и отвечает необходимым требованиям перечисленным выше.
7. Цена. Этот параметр на ваше усмотрение. Но не обязательно дорогое — значит качественное... Дело в том, что даже в дорогих спортивных магазинах очень часто можно встретить подделку. А такая обувь, как показывает практика, живёт очень недолго.
Эффективность передвижения, скорость, и выполнения многих трюков сильно зависит от того, во что трейсер обут. Именно на стопу приходится не только большинство нагрузок, но и самые травмоопасные нагрузки — приземления при прыжках с разных высот. Поэтому, выбору тренировочной обуви следует уделить особое внимание.
Основные требования для обуви трейсера:
— хорошее сцепление с поверхностью
— амортизация
— устойчивость
— маленький вес
— сохранение благоприятного микроклимата стопы
— надёжность
Рассмотрим более подробно, откуда взялись такие требования.
— Сцепление с поверхностью — это требование особенно актуально для паркура, т. к. трейсер часто использует вертикальные поверхности, сцепление с которыми особо важно и, зачастую, определяет выполнимость некоторых трюков. Это может быть как обычная пробежка или толчок на стенке, так и торможение при спуске с высот, с которых нельзя просто спрыгнуть.
— Устойчивость — эта характеристика подошвы предотвращает подворачивание ног и увеличивает сцепление с поверхностью.
— Амортизация — сглаживает резкие нагрузки на стопу, в некоторой мере страхует стопу и весь скелет от травматических нагрузок. В дополнение к этому, амортизация позволяет подошве прогибаться, приспосабливаясь под рельеф поверхности, сглаживая мелкие неровности и камешки, уменьшая точечные травматические нагрузки на стопу и увеличивая сцепление с поверхностью.
— Маленький вес — кроме того, что небольшой вес обуви позволит дольше тренироваться не утомляя ноги, он также увеличит скорость и контроль движений.
— Микроклимат — от него зависит здоровье стопы в общем. Т. к. стопа подвержена большим нагрузкам и находится в близком контакте с пылью с земли, она потеет, пачкается, натирается и подвергается повышенному воздействию микроорганизмов. Поэтому обувь должна свободно «дышать», не нарушать кровообмен, выводить влагу и, желательно, чтобы внутренняя поверхность обладала антисептическими свойствами (для этого можно использовать специальные пропитки).
— Надёжность — это означает, что обувь выдержит нагрузки, и в критический момент у неё не оторвётся подошва или протекторы, а шнурки, при падении, зацепятся за гвоздь в стенке и спасут трейсеру здоровье или жизнь (шутка;))
Устройство кроссовка
В кроссовке можно выделить такие основные детали и их назначения, полезные для всех любителей активной жизни:
— Задник: фиксирует пятку в области ахиллова сухожилия. Препятствует скольжению ноги, что обеспечивает нормальное положение стопы.
— Шнуровка: кроссовок в зашнурованном виде не должен сдавливать стопу, это мешает кровообращению.
— Стелька: бывает двух видов — обычная и ортопедическая. Обеспечивает дополнительное удобство и амортизацию.
— Промежуточная подошва: чаще всего изготавливается из EVA (этил-винилацетата) различной жесткости. Предназначена для поглощения удара и контроля движения.
— Система поддержки свода стопы: предотвращает чрезмерное скручивание стопы.
— Система амортизации задника: снижает ударные нагрузки.
— Система амортизации носка: уменьшает давление на стопу при переносе тяжести с носка на пятку.
— Жесткая пяточная часть: элемент фиксации пятки, изготавливаемый из пластика.
— Подметка: ее основная функция — обеспечение гибкости и свободы движения стопы в кроссовке, а также хорошее сцепление с поверхностью.
Как выбирать кроссовки
Особое внимание при выборе кроссовок следует уделить протекторам, и материалам, из которых они изготовлены. На кроссовках может быть написано всё что угодно, любые мега-гига технологии, но проверять всё нужно на практике. Материал должен быть мягким и цепким. Чтобы это проверить, достаточно провести пальцем по поверхности подошвы — если палец не скользит, то материал будет цепляться за любую поверхность. Не берите, если материал твёрдый и скользкий — на ровных бетонных или металлических поверхностях он будет скользить с любыми протекторами. Сами протекторы должны выглядеть как небольшие выступающие квадраты, ромбы, круги — главное чтобы они не были сплошными длинными линями. Ни в коем случае не берите кроссовки с плоской подошвой — такие предназначены для зала.
Также обратите внимание на амортизацию носка. Т. к. большинство приземлений выполняется именно на носки, амортизация на пятке выполняет скорее страхующую роль, и не принимает всех нагрузок на себя. В придачу к этому, амортизация на носке сгладит острые неровности, мелкие камешки при беге, и увеличит время соприкосновения со стенкой, что позволит сделать более сильный толчок. Для того, чтобы определить наличие амортизации, достаточно сжать пальцами подошву с боков — места где есть амортизация будут заметно мягче на ощупь.
Внешний вид особого значения не имеет, т. к. всё равно через месяц тренировок кроссовок превращается грязную, с истоптанной подошвой, галошу. Любой амортизации хватает максимум на три месяца, протекторы живут немного дольше.